Замечания о нравах и обычаях страны Парсов, писанные со слов Мэрмэр Машхади, прозванной Матушка
О приветствиях приличествующих, также о сословиях и должностях
В Персии существует четыре сословия:
Первое из них – жречество, «асраван». Жрецы высших чинов именуются «мобеды», далее идут жрецы-судьи - «дадхвары», а уж низшие - «маги». «Маг» - это название должности, а не описание деятельности. В Зороастризме колдовство приравнивалось к поклонению дэвам (злым духам).
Второе сословие - всадники, «артештаран». Состоит оно из воинов конных и пеших. Царь принадлежит именно к этому сословию.
Сословие писцов - «дибхеран» - третье. В него входят чиновники, составители документов, врачи, астрологи и поэты...
Что касается четвёртого сословия - народа, то оно состоит из крестьян, «вастриошан», и ремесленников, «хутухшан». В это сословие включают также купцов, торговцев и прочих. Свободных людей называют «азат». Чаще всего разумеют под этим наименованием землевладельцев.
В отличие от индийской системы каст, в Персии переход из одного сословия в другое не возбраняется, только первое из них остается наследным.
___________
Существует система обращений и титулов:
Титул царя Персии – «шаханшах» (чаще пишут шахиншах), царь царей. Также царя можно называть кей-Салар, то есть Хранитель веры (титул царей, исповедовавших зороастризм).
Сыновья царя - «челеби», или благородные господа (ибн Салар-челеби)
«Пеха», или правитель - титул управителей областей.
«Сатрапан», или хранитель царства - титул управителя округов.
«Мирза» - обращение для всех родственников царя - от визиря до последнего писца. Необходимым условием считается наличие царской крови. Позже этот термин стал относится вообще ко всем образованным людям.
К чиновникам, всадникам и другим образованным людям обращаются «бей-эфенди», или господин. Госпожа - к их женам и вдовам, «ханым-эфенди».
К землевладельцам и людям неграмотным обращаются «ага», или старший брат. Например, аль-Оташ-ага.
Отредактировано Мэрмэр Машхади (2011-06-17 03:58:32)